20 января на совещании правительства президент России возмутился, почему дорожает бензин.
"На 10% на 1 декабря увеличились цены на нефтепродукты при снижении мировых цен на нефть на 35%", —сказал Владимир Путин.
В самом деле, откуда у торговцев нефтепродуктами берутся причины повышать цены, если сырьё упало в цене в четыре раза с лета 2014 года? Тогда баррель нефти "Брент" торговался на биржах по 114 долларов, а сейчас, как известно, его цена опустилась ниже 30 долларов.
Что это? Отсутствие совести, жадность или, прямо скажем, есть признаки экономической диверсии? Известно, что нефть – это "кровь экономики". Поднимаются цены на топливо – дорожают все товары и услуги. Производители меньше тратят на транспортировку, и в условиях конкуренции могут демпинговать. Поэтому снижение цены на нефть выгодны Европе и невыгодны нефтедобывающим странам, в том числе и России.
Но нигде в мире нет такого чудовищного перекоса, когда снижение цен на топливо бьёт одновременно и по производителям товаров, и по потребителям!
Возьмем нефтедобывающие страны: в Венесуэле литр бензина стоит два цента, в Катаре и Кувейте – около тридцати. Таким образом, ущерб для экономики этих стран от снижения мировых цен компенсируются за счет низкой цены для внутреннего потребителя. В России бензин АИ-95 стоит порядка сорока рублей за литр, что в полтора-два раза дороже. Это уровень цен США, хотя доходы наших потребителей несопоставимы.
Больше половины отпускной цены бензина – это разного рода налоги и акцизы. Остаток – это примерно поровну себестоимость топлива и маржа, то есть прибыль продавца. Причем эта прибыль искусственно удерживается. Именно искусственно, по принципу так называемого "нетбэка".
В двух словах – цену, по которой нефтяные компании продают бензин нам, россиянам, они привязали к экспортной цене. Например, если литр бензина за рубежом они могут продать за определённую сумму, получив, скажем, 23% прибыли, то и такую же прибыль они закладывают здесь (за вычетом транспортировки за границу). Представьте, если торговец хлебом в соседнем магазине скажет вам, что хочет получать с вас такую же прибыль, как и с зарубежных покупателей, но сэкономив на перевозке. Только один нюанс: нефть, как и все природные богатства, по Конституции принадлежат народу. А топливо необходимо экономике, как людям – хлеб.
Даже в Америке нет таких принципов - в условиях свободной конкуренции некоторые заправки продавали бензин по цене 47 центов за галлон (3,8 литра). Это порядка десяти рублей за литр.
Нефтяники упомянули о том, что нефть дешевеет в долларах, а внутри страны они торгуют за рубли. Большую долю прибыли съедает падение рубля. Это так, но давайте сравним: доллар вырос в два раза, а цена нефти в долларах упала в четыре. Поэтому это – не более, чем отговорки – цена нефти на внешнем рынке и в рублевом соотношении в последние годы упала в два раза.
Еще одним "аргументом" производителей бензина стало то, что растёт спрос на горючее. Якобы, это связано с воссоединением Крыма с Россией, куда поставляется российский бензин. Любой бизнесмен на самом деле радовался бы, что у него появился такой рынок сбыта. И откуда взяться дефициту, если во всём мире, в том числе и в России – кризис перепроизводства нефти. Везде бьются за право поставлять топливо, снижая цены, и лишь отечественные производители якобы недовольны новым рынком.
Мы считаем, что это – надуманные объяснения, маскирующие банальную жадность производителей топлива на фоне падения экспортной выручки. Также налицо сговор производителей, которые не хотят конкурентно снижать цены. Результат такой политики – рост цен на все товары и социальная напряженность в обществе. Навести порядок тем более необходимо, что ситуация бьёт по отечественным производителям, тормозя программу импортозамещения.
Поэтому необходимо отменить позорную практику привязки цены бензина на российских заправках к мировым ценам (нетбэк) и немедленно провести проверку силами федеральной антимонопольной службы и прокуратуры. Учитывая, что топливная отрасль – это стратегическая безопасность страны, целесообразно подключить администрацию президента и ФСБ.
Другой путь удержания внутренних цен на топливо – это отмена так называемого "налогового манёвра", который задумало правительство. Объясним: с первого января будущего года налог на добычу нефти в России вырастет. Но взамен, чтобы не притеснять нефтяные компании, снизят экспортные пошлины. Таким образом, внутри России топливо подорожаем еще больше, а вот за рубеж продавать нефтяные богатства станет выгоднее. Что это, если не умышленный вред?
Партия "РОДИНА" убеждена: удержать цены на топливо можно, поставив недобросовестных производителей топлива в рамки закона, и без прямых запретов сделав экономически приоритетным реализацию топлива внутри страны. Прямые потери бюджета от волатильности цен на углеводороды должны возмещать выгодоприобретатели, а не простые потребители. Именно нефтяные компании, которые годами получали большую маржу от полезных ископаемых страны, теперь должны помочь ей.
Региональное отделение партии "РОДИНА" в Воронежской области