Несколько десятилетий либеральные экономисты внушали нам, что наступило международное разделение труда. И зачем развивать производство средств производства и высокотехнологичные отрасли – нам все поставят развитые западные страны, а от России только нужны нефть, газ и другие природные ресурсы.
Но теперь очевидно, что при грубом диктате одной мощной страны, какое может быть мировое разделение труда? Вероятность санкций, давлений и ограничений приводит к тому, что многие независимые страны мира начинают перестраивать свою экономику под собственные ресурсы и возможности, максимально стараясь использовать свой национальный потенциал. И один из самых главных ресурсов – собственное население, которое надо бережно взвращивать, сохранять и развивать.
Абсолютно ясно, что в современных условиях России надо не искать благосклонности Запада, а необходимо переходить к открытой мобилизационной экономики – это прежде всего максимальное использование национальных ресурсов для национальных интересов, но и оставляя возможность сотрудничества с зарубежными дружественными и самостоятельными партнерами, где присутствует реальное взаимное уважение и взаимовыгодное сотрудничество. При этом необходимо учитывать собственные национальные особенности, традиции, менталитет.
Следовательно, нужно более активное участие государства в экономике страны, и прежде всего более эффективное государственное управление в современных рыночных условиях, что предполагает сочетание двух объективных регуляторов хозяйствования: государственное планирование и коммерческий расчет. Т.е. необходимо оптимальное сочетание руководящей, стратегической роли государства и самодействие населения, предприятий, направленного на концентрацию и кооперацию сил и возможностей, мобилизующих свои усилия прежде всего на основе национальных ресурсов и в национальных интересах, с возможностью взаимодействия с зарубежными партнерами при реальном взаимном уважении и взаимовыгодном сотрудничестве.
Таким образом, учитывая наш исторический опыт, менталитет российского народа и прямую угрозу нашему существованию, - необходимо кардинальное переустройство отечественной реальной экономики через внедрение:
- открытой мобилизационной экономики,
- программно-целевого метода государственного управления,
- долгосрочного стратегического планирования,
- создание эффективных промышленных альянсов, кластеров,
- организации аграрных союзов, сельскохозяйственных кооперативов.
Мобилизационная экономика — это прежде всего такая экономика, ресурсы которой могут быть спланированы государственной властью и организованы таким образом, чтобы успешно противостоять внешним угрозам существования страны и максимально эффективно использованы для внутреннего развития страны в сложный период его существования.
Известны результаты применения принципов мобилизационной экономики, давшие экономический прорыв Советского Союза в 30-е годы и в послевоенное время. Именно таким образом проведено эффективное восстановление и развитие экономики в Японии и резкий подъем промышленности в Китае.
По воспоминаниям академика Б. Чертка, что когда США обнаружили, что СССР ушел далеко вперед по проектированию и созданию ракетоносителя «Энергия», то эксперты США пришли к единому выводу, что в реализации таких масштабных проектов рыночная экономика безнадежно проигрывает мобилизационной. И Правительство США приняло беспрецедентное решение о государственном регулировании и контроле всех участников этой программы, используя именно советский мобилизационный метод.
Учитывая наличие огромных запасов природных ресурсов (природного газа (35,4% общемировых ), железных руд (32%), никеля (31%), бурых углей (29%), олова (27%), цинка (16%), урана (14%), нефти (13%), первое место в мире по общим земельным и лесным площадям, запасам древесины, а также пресных вод — более 20% мировых ресурсов ), полное самообеспечение энергией, развитую научно-техническую базу, опытные кадры и систему их подготовки, необходимо государству вернуться в экономику, как активному участнику производственно-хозяйственной деятельности. В наше непростое время надо ввести общегосударственное стратегическое (долгосрочное) планирование мобилизационной экономики, планирование основных отраслевых индикаторов (в том числе и в натуральном выражении), стимулировать внутренний рынок крупными государственными заказами, (прежде всего основных видов промышленной продукции с приоритетом оборонного назначения) и жестко контролировать выполнение планов, вплоть до уголовного наказания за их срыв.
Организация самодостаточного внутреннего рынка - основа мобилизационной экономики страны, где как инструментарий реализации стратегических планов стоит полномасштабно использовать программно-целевой метод государственного управления, который позволяет применить системный подход к увязке разрабатываемых целей экономического развития и необходимых ресурсов при помощи специальных программ.
При этом каждая программа - комплекс мероприятий по реализации одной или нескольких целей и подцелей развития экономики, упорядоченных в виде «дерева целей», где приоритетность определяется через подход «эффективность – время – стоимость».
Необходимо осуществить организационное переустройство экономики, внедрить современные механизмы управления, долгосрочное планирование.
Организация и управление в отраслях должны быть сориентированы:
- на современные конструкторско-технологические решения,
- минимальные сроки инновационных производственных циклов,
- конкурентоспособную цену.
Обеспечение высокого уровня концентрации производства, его предметной и технологической специализации и надёжной кооперации – залог успеха.
Прямая обязанность государства - создание эффективных промышленных альянсов, кластеров, нацеленных на конечный результат и решения, прежде всего, государственных задач.
Производство особо сложной научно-технической продукции (ракеты, самолеты, корабли) должно быть построено на возрождении института Генеральных конструкторов и научно-производственных объединений.
В связи с этим от имени государства всю полноту ответственности за развитие того или иного важного направления экономики должна взять на себя не какая-либо коммерческая организация, а государственное учреждение, нацеленное на отстаивание прежде всего государственных интересов, во главе с опытными кадрами, прошедшими объективный конкурс и имеющих огромные полномочия для реализации поставленных задач, но и несущие всю полноту ответственности за конечные результаты вплоть до уголовной.
Главная задача мобилизационной модели управления – обеспечение серийности и даже массовости производства технически сложных изделий.
Серийность производства – основной фактор развития высокотехнологичных производств в России на сегодняшний день.
Образцы отечественных разработок по качественным характеристикам часто не уступают, а то и превосходят зарубежные аналоги. Повышение качества и снижение себестоимости – дело времени, что эффективно решается серийностью.
В тех же случаях, когда они уступают зарубежным аналогам по отдельным характеристикам, устранение отставаний возможно в рамках уже существующего серийного производства и широкой эксплуатации конечных изделий.
Это объясняется тем, что производители, во-первых, имеют необходимый массив информации от широкого круга пользователей о недостатках изделий, а, во-вторых, достаточные средства для модернизации изделий и разработки их новых поколений.
Основным приоритетами российского государственного управления должна стать работа, направленная на:
* повышение уровня развития производительных сил и, прежде всего, человеческого капитала,
* проведение на новом качественном уровне реиндустриализации страны,
* подъем агропромышленного комплекса,
* изменение финансовой системы с ориентацией на собственные возможности,
* реформирование системы образования,
* восстановление роли и значения академической и отраслевой науки,
* интеллектуализации всех сфер общественной жизни.
Инвестиции в человеческий капитал, развитие науки и техники являются наиболее целесообразными и необходимыми в настоящий период времени.
Вопросы финансирования мобилизационной экономики решаются прежде всего в рациональном распределении налогов, пошлин, сборов и организации государственной ренты на природные ресурсы, а инвестиционные возможности накопленных средств в специализированных фондах – на реальные промышленные проекты, а не на содержание в западных экономиках и растрат в надуманных инфраструктурных проектах.
Особая роль стимулирования банков для кредитования долгосрочных промышленных проектов, оборонного сектора. Должны оперативно включаться механизмы государственных гарантий и государственной поддержки притока ресурсов в необходимые стране инвестиционные проекты
Госсредства: субсидии, льготные кредиты и т.п. должны даваться только под выверенный плановый объём производства, определяемый в единицах изделий по подтверждённым заказам, сведённым в единый план-портфель заказов.
Государству необходимо установить полный и прозрачный контроль расхода средств на госпрограммы и реализацию продукции на внешних рынках. Особенно важно осуществлять переход оплаты поставок отечественной продукции (прежде всего нефти и газа) за рубли. Энергично развивать внешние экономические отношения прежде всего со странами СНГ, Юго-Восточной Азии и Китаем.
Не следует отвергать путь освоения производства по лучшим мировым аналогам. В нетрадиционных для России отраслях или сильно отставших, необходимо создавать совместные предприятия с конструкторскими бюро с долей локализации не ниже 50%, либо на основе государственных организаций с приглашением к работе в них ведущих иностранных специалистов.
Под прямым государственным управлением должно стать также решение проблемы продовольственной безопасности, подъема сельского хозяйства, восстановления агропромышленного комплекса.
Резервы огромные. В Советском Союзе в 1991 году при 6% мирового населения в стране производилось: 62,2% мирового производства пшеницы, 21,4% сливочного, 13% растительного масла, 15,7% – сахара, 11,7% – мяса, 30% – яблок и т.п.
Должно быть усиление на развитие фермерского хозяйства, бесплатное предоставление земли для выращивания сельхозкультур и животноводства, стимулирование освоения новых земель, разведение скота и птицы путем предоставления в беспроцентную рассрочку за отдачу готовой продукцией.
При справедливой системе распределения и перераспределения национального богатства и приоритете интересов конечных отечественных потребителей (хозяйств) над частно-финансовыми группами , предлагаемая форма организации национального хозяйства позволит нашему государству ускориться в своём развитии в интересах большинства граждан страны, что в итоге даст значительный рост качества жизни населения России и его безопасности.
Вадим Зазимко, руководитель Экономического Совета партии "РОДИНА", председатель Совета Директоров НИИ "Звезда", к.э.н.