Раннее утро, "Шереметьево", стойка регистрации внутренних линий. Уже уставшая объяснять патриотически настроенным пассажирам сотрудница "Аэрофлота" на регистрации механически указывает на стойки регистрации международных рейсов. В полемику с удивленными пассажирами уже и не вступает – "так положено". Из России в Россию пассажиры добираются через паспортный контроль и предъявление загранпаспорта, в который, впрочем, штамп не ставят. Кто-то радуется незапланированному посещению магазина duty free и приобретает 1-2 жидких гостинца своим друзьям на полуострове.
Полёт в Крым продолжается теперь 2,5 часа, на полчаса больше за счёт облета территории "континентальной" Украины (будущей Новороссии?), за которые проводники как раз успевают напомнить, что магазин беспошлинной торговли открыт и прямо на борту самолета. По окончанию полета нас ожидало яркое солнце, безоблачное небо, легкий морской бриз и 22 градуса тепла в середине апреля.
Первое впечатление от Крыма – тут вроде всё по-прежнему. В аэропорту нет вежливых людей с оружием и в масках, а всё окружающее аэровокзал пространство ничем не отличается от любого другого дня накануне начала курортного сезона. Но стоит лишь поднять голову… как на диспетчерской вышке увидишь флаг Республики Крым, а рядом – еще больший по размеру российский. Аэропорт обслуживает только рейсы в Москву и Санкт-Петербург, которых ежедневно более десятка, и свободных мест в них почти нет.
По дороге в Севастополь сразу бросаются в глаза две характерные детали. Во-первых, тут до сих пор висят рекламные щиты, призывающие на референдуме 16 марта поддержать вхождение в состав России. Во-вторых – автомобильные номера. Все типы украинских автомобильных номеров имели с левой стороны небольшой флажок Украины и буквы UA. Теперь до половины из них заклеены триколором, гербом России и буквами RUS, к которым иногда прибавляется номера 82 или 92 – новые номера крымских регионов.
Самое сильное впечатление от Севастополя – обилие российских и Андреевских флагов. Они тут везде, на любом подходящем флагштоке, иногда по одному, иногда вместе. Российскими флагами украшается все – от салонов автомобилей, до маршруток и троллейбусов. Над Инкерманским пещерным монастырем, Генуэзской крепостью в Балаклаве и над Администрацией Севастополя – флаги самые большие, очевидно, чтобы было видно издалека. Люди массово и искренне повязывают георгиевские ленточки – это символ их победы. Лучший барометр общественных настроений – торговцы сувенирами, что неудивительно: им нужны максимальные продажи. У каждого из них в ларьке по 5-8 видов футболок с вариациями на тему "Крым – это Россия", полтора десятка видов магнитиков с фотографиями Севастополя подписью "Россия" и так далее. И – никаких упоминаний о том, что Севастополь почти 23 года был в составе Украины, как будто и не выходил из России никогда.
Несмотря на агрессивную украинскую пропаганду, яростно поддерживаемую российскими "либералами", никакого товарного дефицита в Севастополе не видно. Да, на полках большинство продуктов пока украинского производства, но появляются и российские бренды. Цены в магазинах пишутся либо в гривнах, либо сразу в двух валютах, оплачивать покупки смело можно рублями. Впрочем, сдачу все равно скорее отдадут гривнами, как говорят сами продавцы, "рубли им теперь нужнее". Никаких перебоев с водой, по заявлениям горожан, не было, а цена литра бензина даже снизилась.
Впрочем, не всё так безоблачно. В Севастополе на мобильных телефонах до сих пор действует международный роуминг, так что следует готовиться к незапланированным тратам на связь. Так же в отдельных магазинах могут быть отдельные манипуляции с обменным курсом. Но крымчане не теряют оптимизма и уверены, что к началу курортного сезона эти проблемы будут решены.
Вообще, оптимизм местных жителей – одно из удивительных впечатлений от Крыма. Такое впечатление, что крымчане все эти два десятка лет только и ждали, как бы им скорее вернутся в Россию. Нам, где либеральная пропаганда третий десяток лет твердит, что быть патриотом как-то несолидно, такое осознавать пока в новинку, но ничего – кроме солнца и моря за мощной порцией патриотизма животворящего следует отправиться на Крымский полуостров.
Курортная Балаклава, вечер. На набережной гуляет загорелый Леонид Якубович в сопровождении трёх телеоператоров. Там же к автору подходит владелец моторной лодки, предлагает поплавать. Разговорились о политике, в чем мой собеседник оказался очень подкованным. Говорит, что активно присматривается к российским партиям, пришедшим в Крым вместе с российскими продуктами и валютой. Спрашиваю, кого выбрали? "Моряк" с ленинским прищуром отвечает, что "РОДИНУ". Потому, что они, мол первые приехали и первые поддержали. Потому что ему нравится, и он давно хотел вернуться на Родину, вот вернулся и хочет своего представителя от "РОДИНЫ" направить "в Москву". И это при том, что многие российские политические партии уже начали активную работу в Крыму.
Сейчас на полуострове удивительная пора переходного периода. С одной стороны, тут во многом сохранились практики в наследство от Украины, от международного роуминга и ценниках в гривнах, до вывесок на украинском и полной неизвестностью в работе банковской системы. С другой стороны – невероятный социальный оптимизм и патриотизм. Такое ощущение, что крымчане сейчас большие патриоты страны, чем остальные граждане РФ. Что, вместе с крайне низкими по московским меркам ценами на товары и услуги чертовски подкупает. И если Вы хотите увидеть новые регионы нашей страны – отправляйтесь в Крым, хоть на праздники, хоть в отпуск. Теперь он наш. И лучшая ему помощь – помощь рублем. Небольшим, по европейским меркам. Зато взамен получите солнце, море, экскурсии и тишину. Что же ещё нужно для курортного счастья?
Пётр Королёв, социолог, путешественник, сторонник партии "РОДИНА"
Фотографии автора