"Обновление ОПК станет локомотивом, который потянет за собой развитие самых разных отраслей: металлургии, машиностроения, химической, радиоэлектронной промышленности, всего спектра информационных технологий и телекоммуникаций. Даст предприятиям этих отраслей и ресурсы для обновления технологической базы, и новые технологические решения. Обеспечит устойчивость множества научных и конструкторских коллективов, их присутствие на рынке разработок для гражданского сектора", - отмечал президент РФ Владимир Путин в аналитической статье "Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России".
"ОПК у нас действительно выступает в качестве локомотива всей экономики страны, гарантом ее поступательного развития. Оборонный комплекс станет движущей силой выхода России из нынешнего кризиса", - не раз подчеркивал вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин.
"Минувший год стал переломным для оборонно-промышленного комплекса нашего региона. Благодаря усилиям губернатора Самарской области Н.И.Меркушкина и деятельной поддержке вице-премьера РФ Д.О. Рогозина на уровне президента и правительства страны удалось добиться кардинальных решений по ключевым вопросам развития самарских предприятий ОПК. Этот локомотив, долго стоявший на запасном пути, наконец, начал свое поступательное движение вперед", - считает председатель Совета Самарского регионального отделения партии "РОДИНА" Сергей Мирошниченко.
Действительно, 2014 год принес много позитивных перемен. Благодаря модернизации и техническому перевооружению производства на ОАО "Кузнецов", предприятие получило ряд крупных заказов. Так, например, предстоит развернуть производство двигателей НК-32 второго этапа для модернизированного стратегического бомбардировщика Ту-160. Одновременно в несколько раз увеличиваются объемы ремонта авиадвигателей НК-25. Планируется, что к 2016 году предприятие будет ремонтировать до 50 авиадвигателей ежегодно. Ведется активная работа по восстановлению серийного производства ракетного двигателя НК-33, который в рамках летно-конструкторских испытаний обеспечил успешный пуск ракеты-носителя "Союз-2.1В" разработки РКЦ "Прогресс".
Чрезвычайно важным этапом в становлении самарского аэрокосмического комплекса стало совещание по стратегии развития региона, которое по приглашению губернатора Самарской области Н.И. Меркушкина провел на базе РКЦ "Прогресс" президент России В.В.Путин.
Принимавший правительственную делегацию генеральный директор ОАО "РКЦ "Прогресс" А.Н. Кирилин получил возможность не только рассказать президенту о текущей работе по созданию ракет-носителей и орбитальных космических аппаратов, но и провести его по цехам, представить перспективные проекты ракетно-космического центра. Например, двухступенчатую ракету-носитель "Союз-5", эскизный проект которой сегодня разрабатывается в инициативном порядке. "Союз-5" разрабатывается на замену носителям типа "Союз-2" и будет работать на новом экологически чистом топливе - сжиженном природном газе.
«Новая машина будет по характеристикам как «Союз-2», но по стоимости - почти в два раза дешевле», - заверил А.Н.Кирилин.
Опыт разработки «Союза-5» может быть использован при создании сверхтяжелой ракеты, проект которой также был представлен В.В. Путину. Сегодня у РКЦ «Прогресс» есть реальные шансы стать головным предприятием по созданию ракеты-носителя сверхтяжелого класса, способной вывести на опорную орбиту полезную нагрузку в 85-90 тонн. Аванпроект сверхтяжелой ракеты уже представлен в Роскосмос 15 декабря 2014 года и руководство корпорации считает, что именно самарский ракетно-космический центр наиболее подготовлен к реализации этого проекта.
Самарские ракеты-носители семейства «Союз-2» обеспечат первые пусковые кампании с нового российского космодрома Восточный в Амурской области. Во время первого старта на орбиту будет выведен аппарат дистанционного зондирования Земли «АИСТ-2» - совместный проект студентов, аспирантов и сотрудников Самарского аэрокосмического университета и специалистов РКЦ «Прогресс».
Визит президента и правительственной делегации в Самару помог и в поиске решения проблем, стоящих перед ОАО «Авиакор - авиационный завод». Внешнеполитическая ситуация вынуждает предприятие свертывать производство регионального турбовинтового самолета Ан-140, поскольку и головное конструкторское бюро (АНТК «Антонов»), и более 30 заводов-поставщиков находятся на Украине.
Генеральный директор ОАО «Авиакор - авиационный завод» А.В.Гусев рассказал, что на предприятии рассматривают два основных варианта выхода из сложной ситуации. Первый - это освоение производства 64-местного турбовинтового самолета Ил-114, который ранее выпускался в Узбекистане. Вице-премьер Д.О. Рогозин в ходе совещания пояснил президенту, что альтернативой Ил-114 могут быть канадские ATR и Bombardier, но такая альтернатива сегодня для России неприемлема, поэтому предложение авиастроителей заслуживает внимания.
А.В.Гусев представил президенту и второй проект - план по созданию на базе самарского авиазавода основного в России локомотивного центра технического обслуживания самолетов. Самарские авиастроители планируют обслуживать самые разные воздушные суда. Не только хорошо им знакомые Ту-154 и Ан-140, но и авиатехнику иностранного производства.
«Это позволит нашим авиаперевозчикам не гонять самолеты за рубеж и не проводить техническое обслуживание там, а локализовать это все в России», - подчеркнул А.В.Гусев.
Кроме того, ОАО «Авиакор - авиационный завод» предлагает использовать уникальный заводской аэродром «Безымянка» в интересах Минобороны РФ и низкобюджетных авиаперевозчиков.
Президент поручил изучить оба проекта самарских авиастроителей.
Незадолго до начала совещания рабочая группа во главе с вице-премьером Д.О. Рогозиным и министром промышленности и торговли РФ Д.В. Мантуровым осмотрела производственные участки ОАО «Кузнецов», где идет сборка авиационных и ракетных двигателей. После этого было подписано соглашение о сотрудничестве между правительством Самарской области и Минпромторгом России.
У «Кузнецова» на выходе много разработок - и экологичные газоперекачивающие агрегаты для проектов ОАО «Газпром», и перспективный единый газогенератор для целой линейки авиадвигателей большой тяги, и силовая установка для уникального локомотива – газотурбовоза, с которым РЖД связывает будущее развитие железнодорожного транспорта. Все эти проекты теперь получат всестороннюю поддержку правительства.