Заместитель председателя Брянского регионального отделения партии "РОДИНА", эксперт в области права Владимир Гурзо отстоял интересы предпринимателей в суде.
Из-за низкой эффективности государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства (МСП), отсутствия благоприятного делового климата и правовой среды, из-за роста административной нагрузки доля малого и среднего бизнеса в ВВП страны за десятилетия не превысила 21%.
Отсутствие стабильности в стране приводит к снижению доходов населения. Чтобы компенсировать потери, люди вынуждены работать неофициально. Отсюда и рост теневого рынка труда, составляющий около 45% занятого населения. По данным управления ФНС по Брянской области, в регионе проживает 615 тыс. граждан трудоспособного возраста. При этом работодатели представили сведения лишь на 404 тыс. застрахованных сотрудников. На 211 тыс. человек сведения не представлены. Нет их в списках ИП и безработных. То есть это граждане, работающие без оформления трудовых отношений, а также те, кто развивает собственное дело, но при этом не платит налоги и сборы в бюджет. Рекорд принадлежит 2006 году, когда показатель составил 45,1%. Теневой сектор вернулся к объемам десятилетней давности (Передельский Д. "Серые" наступают // Российская газета. № 204 (7370). 2017. 12 сентября. Региональное приложение).
Но как ведут себя местные власти, чтобы вывести из тени заработную плату? Вот один из примеров. Как известно, сегодня многие хозяйствующие субъекты, относящиеся к МСП, применяют систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД). Согласно Налоговому кодексу РФ система налогообложения в виде ЕНВД для определенных видов деятельности вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов. Данный налог поступает в местный бюджет этих муниципальных образований. Нормативными актами перечисленных органов устанавливаются виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог (в пределах установленного перечня), а также значения коэффициента К2 или значения данного коэффициента, учитывающие особенности ведения предпринимательской деятельности.
Теперь перехожу к самой сути вопроса. Думаю, не ошибусь, если скажу, что в большинстве (если не во всех) муниципальных районах и городских округах приняты муниципальные правовые акты о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, которые содержат норму, устанавливающую порядок ежеквартальной корректировки установленного значения коэффициента К2 в зависимости от соотношения между размером среднемесячной заработной платы на одного работника среднесписочной численности за отчетный период (квартал) и величиной минимального размера оплаты труда. При этом, если среднемесячная заработная плата на одного работника среднесписочной численности ниже 1,5 минимального размера оплаты труда, значение корректирующего коэффициента К2 увеличивается в 2 раза. И такие нормы местные власти принимаются в нарушение требований и ограничений, установленных п. 6 ст. 3 и п. 7 ст. 346.29 НК РФ. Объясняют свои действия очень просто: такое решение необходимо для легализации заработной платы, а также увеличения собственных доходов бюджета.
К чему это приводит на практике? Если у предпринимателя не соблюдается вышеназванное математическое соотношение в силу сложившихся макро и микроэкономических условий хозяйствования (за которые ответственна главным образом власть), ему налоговый орган на основании муниципального правового акта увеличивает коэффициент К2, что приводит к существенному повышению уплачиваемого налога. В конечном итоге, такие действия могут привести к ликвидации малого бизнеса, а, следовательно, и уменьшению налоговой базы, питающей местный бюджет, росту безработицы. Делая такой самоубийственный шаг, власть полностью снимает с себя ответственность за ситуацию, цинично перекладывая бремя последствий своей необдуманной экономической и налоговой политики на работодателей и работников.
Узнав о подобной практике давления на МСП со стороны местных властей, региональное отделение партии "РОДИНА" посчитало, что с такой ситуацией мириться нельзя и опасно. Поэтому, чтобы покончить с подобным губительным для предпринимателей местным нормотворчеством, заместитель председателя брянской "РОДИНЫ" Владимиром Гурзо от имени ООО "Терра-1" в конце 2016 г. было инициировано судебное разбирательство по оспариванию решения Унечского районного Совета народных депутатов от 18.11.2010 г. № 4-208 "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" в части пункта 4, содержащего вышеназванное правило. Дело рассматривалось в Брянском областном суде по первой инстанции. Ответчик (Унечский районный Совет народных депутатов), возражая против иска, ссылался также на то, что данный муниципальный правовой акт прошел экспертизу и не вызвал никаких замечаний у районной прокуратуры. Тем не менее областной суд признал данное решение в оспариваемой части противоречащим федеральному законодательству и недействующим. Верховный Суд РФ данное решение оставил в силе, отказав райсовету в удовлетворении его апелляционной жалобы.
Итак, судебный прецедент против таких злоупотреблений со стороны местных чиновников в сфере налогообложения создан. Теперь те, кто платит ЕНВД, может взять его на вооружение и эффективно защищать в суде свои права, если налоговый орган предъявит требование об уплате повышенного налога, руководствуясь аналогичным муниципальным правовым актом.
Решение облсуда по К2 -28.02.17
Апелляц. определ. Верх.суда по К2 -28.02.17
Рассмотренный вопрос выводит нас на несколько серьезных проблем. Это и взаимодействие власти и бизнеса; проведение компетентной и ответственной предварительной оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов на МСП, инвестиционный климат. Главное здесь - не дать просочиться в правовое поле нормам, создающим избыточные административные барьеры для хозяйствующих субьектов (в т.ч. для начинающих предпринимателей), и наоборот - принять и дать путевку в жизнь тем нормам, которые будут способствовать созданию благоприятного делового климата.
Для решения такой задачи необходимы прозрачность и открытость деятельности всех уровней власти; внедрение системы легитимного, профессионального, ответственного партнерского взаимодействия между бизнес-сообществом и властью. Без такого взаимодействия, в котором предприниматели станут авторитетными, полноправными участниками диалога с властью, экономику не поднять. Власть будет продолжать своими непродуманными решениями загонять бизнес в теневую экономику, подрывать конкурентоспособность предпринимателей, работающих в правовом поле, и несущих, в связи с этим, бремя значительных дополнительных расходов, связанных с выполнением всех требований действующего законодательства, порой очень непростого для понимания и применения.
В этой ситуации тенивики, не платящие всех необходимых налогов и экономящие на операционных расходах, выбрасывают на рынок более дешевые (как правило, некачественные из-за отсутствия госконтроля) товары, работы и услуги, разрушая бизнес своих законопослушных конкурентов, нанося вред здоровью граждан и нации. Ну а бюджеты всех уровней недополучат от такой теневой деятельности значительные налоговые доходы, необходимые для решения социальных и других жизненно важных для государства и общества вопросов. Поэтому выход один - власть должна повернуться лицом к бизнесу, научиться слушать его, вести диалог и эффективно взаимодействовать с ним, в том числе в формате государственно-частного, муниципально-частного партнерства, а также в рамках структур гражданского общества.