Сегодня, 9 марта, председатель партии "РОДИНА", член Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Алексей Журавлев выступил на экспертной сессии "Развитие технологической инфраструктуры для промышленности нового технологического уклада".
Мероприятие организовано Ассоциацией кластеров и технопарков совместно с Фондом инфраструктурных образовательных программ РОСНАНО.
Как констатировал во время своего выступления Алексей Журавлев, "существующая технологическая инфраструктура нашей страны практически полностью исчерпала свой ресурс, а экономика, основанная на функционировании крупных заводов и предприятий, уходит в прошлое".
"Для реализации скачкообразного перехода в шестой технологический уклад необходимо обеспечить доступ к современным технологиям широкого круга малых и средних предприятий. В современных экономических условиях России большинство предприятий не обладают ресурсами для приобретения или модернизации технологичных средств производства, поэтому обеспечение доступа к ним путем создания коллективных технологических центров производства, оказывающих предприятиям высокотехнологические услуги, является решением этой проблемы", – сказал Журавлев.
"Сервисориентированная экономика — это, проще говоря, доминирование в экономике и производстве сферы услуг", — отметил он.
"Сервисориентированные предприятия характеризуются тем, что производители делают упор на добавленную стоимость на товары и думают о том, как они смогут создавать товары, для которых потребуется создание специальных систем обслуживания", — добавил Журавлев.
Далее эксперт разобрал понятие "сервисориентация" на примере завода —производителя реактивных двигателей:
"Прежде предприятия реактивных двигателей все свои усилия направляли на эффективное производство самих двигателей, сводя свое постпроизводственное пространство только к отношениям их продажи авиакомпаниям.
Следовательно, традиционная бизнес-модель сводилась лишь к производству продукта — больше, быстрее и дешевле, чем предыдущие модели или чем это могли сделать заводы-конкуренты. Это значит, что господствовало производство, тогда как постпроизводственная сфера ограничивалась достаточным минимумом.
Когда же предприятия переходят на модель сервис-бизнеса, они постепенно, но постоянно добавляют стадии обслуживания, связанные с производством продукции, что уменьшает совокупную стоимость затрат для клиента, а это оборачивается ростом спроса.
В сервисориентированном производстве развиты, в первую очередь, службы услуг — аутсорсинг, специализированные механизмы лизинга, материально-техническая поддержка эксплуатации, профессиональное обучение".
Алексей Журавлев дал основные рекомендации по устранению барьеров для развития контрактной сервисноориентированной модели производства в России. Это:
- дебюрократизация промышленности (бюрократия тормозит развитие всей экономики, не только промышленного производства), освобождение ее от излишней нагрузки при взаимодействии с органами власти, упрощение процедур регистрации прав интеллектуальной собственности, новых промышленных образцов и удешевление стоимости государственных услуг в этой сфере;
- повышение добросовестной конкуренции в отрасли, особенно по части защиты отечественных производителей на внутреннем рынке (искоренение ситуаций, когда госорганы закупают исключительно иностранные технологии, например, программное обеспечение) и помощи в выходе на внешние рынки;
- более широкое участие предприятий в выработке отраслевых стандартов, которые очень часто сильно отстают от реальной ситуации на рынке и в экономике.