Почти 80% россиян считают, что экономика страны находится в состоянии кризиса. Такие данные получили в "Левада-Центре". Оказалось, что только 17% россиян полагают, что никакого кризиса нет. При этом значительная часть респондентов не верит в то, что ситуация скоро улучшится. Так, 18% опрошенных думают, что кризис продлится от года до полутора лет, 22% —что не менее двух лет, 22% — еще дольше. 26% опрошенных не взялись судить о том, каким продолжительным окажется нынешнее положение. И лишь 4% россиян выразили уверенность в скором улучшении ситуации.
Как отметил в интервью для "Свободной прессы" председатель партии "РОДИНА", депутат Госдумы Алексей Журавлев, он не видит преодоления экономического кризиса, о котором говорят в Минфине и Минэкономразвития.
— Утверждения экономического блока правительства о том, что кризис не то преодолен, не то это вот-вот случится, основаны только на одном. На их уверенности в собственной непогрешимости, в истинности того "единственно верного" учения, которому их обучили западные эксперты, слетевшиеся в Россию в начале 90-х годов. Именно слепое, на грани фанатизма следование либеральной доктрине привело к тому, что целый ряд абсолютно необходимых, но идущих вразрез с ее постулатами мер так и не был принят.
В итоге мы имеем, что по результатам прошлого года объем валового внутреннего продукта не вырос, как нам обещали правительственные аналитики, на 0,6% (что и ростом-то назвать сложно), а сократился на 1 процентный пункт. Причем, по данным статистиков, падение затронуло такие отрасли, которые вроде бы устойчиво росли и даже планировали завоевывать внешние рынки.
Например, 0,2% потеряло сельское хозяйство, которое вообще-то является главным выгодоприобретателем от так называемой санкционной войны. Падение, конечно, небольшое, но примечателен сам факт. Гораздо больше потеряла металлургия (падение 2,3%), производство транспортных средств (3%), стройматериалов (на 6,6%). Причем это данные Минэкономразвития, того самого ведомства, которое столь печально прославилось на всю страну действиями своего бывшего министра. Действия эти были не только на коррупционном поприще — примерно год назад в ведомстве взяли и упразднили департамент стратегического развития. Действительно — зачем оно нам?
Зато у нас цветут и пахнут банки. Они единственные, кому хорошо (конечно тем, кто выжил после всех зачисток ЦБ). Так называемая сальдированная прибыль банков за прошлый год выросла до 930 миллиардов рублей, увеличившись в целых пять раз. Но при этом банкиры даже и не думают вкладываться в экономику, в производство — кредитование экономики сократилось на 9,5%, а объемы депозитов на счетах организаций — на 10%. В общем, "там царь Кощей над златом чахнет". И это притом что промышленность задыхается без дешевых кредитов.
Без смены экономической политики, без поддержки производства, без стимулирования потребительского спроса ни о каком выходе из кризиса и речи быть не может. Более того, нужна стратегия, нужна "карта будущего" — какой мы видим российскую экономику через пять, десять, пятьдесят лет. Какие приоритеты, прорывные направления, точки роста — все это должно быть изучено и прописано. Тогда у нас есть шанс не просто на выход из кризиса, а на прорыв.
— До сих пор россияне очень терпеливо сносили трудности, если кризис продлится два года и более, не кончится ли у них это терпение?
— Прежде всего, протестную активность россиян сдерживает огромное, фактически безграничное доверие к национальному лидеру. Мы видим, что уже осенью прошлого года опросы показывали, что две трети граждан хотели бы видеть его на посту президента и после 2018 года.
При этом в отношении правительства такого единства нет — общественное мнение разделилось фактически пополам, что во многом связано с тем, что его состав неоднороден — там есть и патриоты, к деятельности которых нет никаких претензий, и носители либеральной идеологии, которые, так случилось, отвечают у нас за экономическую политику.
Без сомнения, очень большую роль в том, что протестная активность находится на низком уровне, сыграли и украинские события. Люди на живом примере увидели, кто может прийти к власти, прикрываясь, в общем-то, вполне благими целями вроде борьбы с коррупцией и так далее. В результате государство фактически рухнуло. И никто, конечно, не желает повторения таких событий у нас.
Но это не значит, что власти могут сидеть сложа руки и ничего не делать. Я напомню, что правительству поставлена задача представить четкий план действий по выводу экономики из того состояния, в котором она находится, и не исключаю, что, если такой план главу государства не удовлетворит, могут последовать и определенные оргвыводы.