Нарушения законов со стороны Центрального банка РФ стали влиять не только на экономическую, но и на социальную ситуацию в стране, написал экономист, председатель Совета партии "РОДИНА" по экономике и бизнесу Михаил Хазин в колонке для "Аргументов недели".
По его мнению, нынешняя политика ЦБ уходит корнями в 1990-е годы. Тогда во многих странах была популярна идея о независимости центробанков от властей. Считалось, что такая удаленность обеспечивает более стремительный экономический рост. Однако эта концепция не подтвердилась на практике и быстро забылась. Но ее российские сторонники приложили руку к закону о ЦБ, который разрабатывался в начале 2000-х годов и которым банк руководствуется по сей день.
В законе отражено, что политика Центробанка России должна быть независима от интересов страны. Кроме того, государство не должно иметь способов влиять на курс регулятора, включая расследования нарушений со стороны руководства ЦБ, подчеркнул Хазин.
Он привел в пример валютную политику ЦБ на рубеже 2014-2015 годов. По результатам 2015 года российская валюта оказалась на последнем месте в рейтинге устойчивости. Хотя по Конституции РФ регулятор обязан обеспечивать устойчивость рубля. В этой связи у властей должны были возникнуть вопросы к руководителям Центробанка. Однако регулятор подозрения в антигосударственных или коррупционных действия свел на нет. Он объяснил свой курс исполнением рекомендаций Международного валютного фонда (МВФ) о девальвации валют развивающихся государств.
Похожим образом развивается ситуация в регулировании, добавил Михаил Хазин. Сомнения вызывают «чистка» сектора с отзывами лицензий у банков, а также невозможность проведения расследований правоохранительными органами возможным нарушений. Так, в случае с банком "Югра" даже участие Генпрокуратуры не помогло пробить ЦБ.
При этом расследование не затрагивало прерогативные сферы деятельности Центробанка. Оно касалось частной собственности: права на утраченные из-за отзыва лицензии вклады принадлежат гражданам и компаниям, а не регулятору, пояснил эксперт.
По мнению Хазина, проблема заключается в интерпретации законодательства Банком России. Он считает, что обладает правом экстерриториальности и может контролировать подведомственные структуры, расследовать нарушения с их стороны и наказывать за них. По сути, ЦБ воспринимает себя как филиал МВФ, а не часть российского государства, подчеркнул эксперт.
Протесты вкладчиков "Югры" заставили кабмин отреагировать на ситуацию. Вице-премьер Антон Силуанов обещал сформировать комиссию. Ее члены должны сосредоточиться на интерпретации законов о ЦБ, чтобы банк понимал где заканчиваются его полномочия и начинаются нарушения. Далее комиссия должна добиться от правоохранителей принятия соответствующих документов.
Еще одним важным шагом может стать внесение поправок в законодательство о нарушениях со стороны работников Центробанка и их ответственности за свои действия. В этом вопросе важным является роль общественных организаций, в том числе объединивших вкладчиков "зачищенных" банков, отметил Михаил Хазин.
По его словам, регулятору не понравится идея создания подобной комиссии. Ее работу смогут открыто освещать в СМИ в отличие от кулуарной деятельности ЦБ. Однако отказ от формирования комиссии укрепит сотрудников и руководителей Банка РФ в собственной безнаказанности. Тогда последствия от их действий будут бить не только по экономике, но и по без того сложной социально-политической ситуации в стране, заключил Михаил Хазин.