Основная проблема, с которой столкнулась Германия, состоит в судьбе Евросоюза. Не секрет, что Меркель очень активно — чтобы не сказать агрессивно — пыталась стать его лидером. Именно по этой причине ее и сравнивали с Гитлером, дескать, она строит четвертый рейх. Хотя, конечно же, ничего общего там нет, поскольку Гитлер, как известно, был националистом, а Меркель — совершенно классический либерал. Но с точки зрения чисто формальных признаков (а именно желания стать главным начальником Западной Европы) — да, безусловно, общая черта есть.
Но проблема состоит в том, что вся суть Евросоюза была выстроена на избыточных доходах, которые получала Западная Европа в 80-, 90- и даже частично в 2000-е годы. Сегодня мы понимаем, что это деньги, которые она получала как свою долю от того эмиссионного дохода, который образовывался в результате деятельности ФРС США.
Сегодня этого дохода больше нет. И в результате мы обнаруживаем, что хотя у Германии формально показатели экономические вовсе не плохие (в частности, профицит внешней торговли; я напомню, что Германия экспортирует примерно столько же, сколько Китай, причем Китай догнал Германию совсем недавно), но в целом по Евросоюзу денег на то, чтобы сохранять действующую модель, нет. Их и не может быть: еще раз повторю, модель создавалась под избыток денег. В этом смысле состояние нынешнего Евросоюза чем-то напоминает состояние позднего СССР, когда Москва не могла исполнять свои обязательства перед республиками. И республики, как ответ на это, перестали исполнять свои — что и создало определенные проблемы, которые потом закончились распадом. Я много об этом писал.
При этом жизненный уровень рядового обывателя в Германии, в общем, не растет. Я не могу сказать, что он стремительно падает, но он не растет! А проблемы нарастают, поскольку долги никуда не деваются, и модель "жить в долг" остается. Но одно дело, когда ты живешь в долг на постоянно растущих доходах, и совсем другое дело, когда ты живешь в долг, когда твои доходы не растут и даже падают. По этой причине степень недовольства Меркель в обществе все время растет (не говоря уже про то, что люди просто устали: сколько можно одного и того же человека).
Но при этом Меркель как политический деятель сделала очень сильный ход, хотя и не очень дальновидный (кстати, в этом смысле она очень похожа на Путина): она выжгла вокруг себя всю политическую поляну. То есть, иными словами, в Германии нет сегодня людей, которые могли бы бросить ей вызов и которые бы рассматривались как фигуры сопоставимого масштаба.
Поэтому, скорее всего, Меркель выиграет выборы. Другое дело, что это создаст и для нее, и, самое главное, для ее однопартийцев очень серьезные проблемы. Потому что экономическая ситуация будет ухудшаться, будет масса разного рода проблем. И, соответственно, ответственность за это ляжет не просто на Меркель, но и на всю ее партию — "Христианско-демократический союз". То есть, иными словами, Меркель, выигрывая выборы этой осенью, лишает всех своих однопартийцев следующего поколения каких бы то ни было политических перспектив.
Им это страшно не нравится. По этой причине я не исключаю, что они попытаются сейчас Меркель "завалить". Как они это будут делать — я пока не знаю, времени еще много. Но у них есть такое очень сильное желание, потому что в этом случае ответственность за все, что будет происходить, ляжет на выигравшего выборы. И через несколько лет у следующего поколения в партии появляется возможность вернуться в большую политику.
А другого кандидата ХДС выставить не может, потому что аппарат партии заточен под Меркель (если ХДС выигрывает, то Меркель всех выстраивает). То есть им надо сделать революцию, надо убрать Меркель. А убрать Меркель можно только в случае поражения на выборах.
Что касается Меркель как личности — она исходит из логики либерального управления. Она была за то, чтобы заключить Трансатлантическое партнерство (и если бы выиграла Клинтон, заключила бы). Она готова для того, чтобы стать "главным начальником", уничтожить все, выжечь всю поляну! То есть она достаточно ограниченный (то есть не очень умный), но очень хитрый и амбициозный человек, у которого, по большому счету, нет никаких интересов. У нее нет будущего, она не может говорить: "Я за то, чтобы мои дети жили в лучшей Европе", — у нее нет детей. По этой причине ее волнует только одно: личные амбиции.
Михаил Хазин, российский экономист, председатель Совета партии "РОДИНА" по экономике и бизнесу