Верховная Рада во вторник большинством голосов официально признала Россию страной-агрессором, а ДНР и ЛНР – террористическими организациями, призвав другие страны последовать примеру Украины.
Экономические аспекты возможного объявления киевской хунтой войны против России можно с некоторой долей условности разделить на внутриукраинские, внутрироссийские и международные. Стоит заметить, что в нижеприведенной оценке возможность ведения сколько-нибудь продолжительных (более недели) реальных боевых действий российской армии против "вооруженных сил Украины" и/или её западных союзников исключается, поскольку иначе придётся вести речь о начале новой полномасштабной (глобальной) войны, социально-экономические последствия которой сегодня принципиально непредсказуемы.
Внутрироссийские аспекты будут связаны, в первую очередь, с дополнительными расходами на финансовую поддержку и экономическое восстановление территорий бывшей Украины (включая Крым и Донбасс), а также с вероятным ужесточением режима западных санкций, наплывом беженцев и необходимостью усиления контроля за безопасностью на всей территории нашей страны.
Отдельными проблемами выглядят обеспечение непрерывной работы украинской нефтегазовой "трубы", а также кооперация российской экономики с производственным комплексом Новороссии (куда входит не только угольно-металлургическая и химическая промышленность Донбасса, но и "оборонка" Харькова, Днепропетровска и Запорожья).
Создаётся впечатление, что главным мотивом всех действий политических сил, пришедших к власти на Украине после победы "майдана", было превращение украинской экономики в "дикое поле" с целью максимально ослабить положительный эффект неизбежной реинтеграции Украины с Россией.
Необходимые общие затраты по всему пакету указанных выше проблем, к которым следует добавить культурно-информационное обеспечение "денацификации" Украины, достигают планки в 30-40 млрд долл. ежегодно, чего Россия в ее современном виде позволить себе не может ни финансово, ни организационно, ни технологически — никак.
То есть брать одностороннюю и единоличную ответственность за дальнейшее развитие ситуации в "незалежной" руководство РФ не в состоянии. Для нынешней России Украина выступает в роли "троянского коня", принять которого означает – обречь себя на запредельные трудности, если не на гибель. Отсюда следует необходимость подключения "иностранных инвесторов" и, опять же, переговоров с ними.
Сергей Глазьев, академик РАН, депутат фракции "РОДИНА" в Госдуме IV созыва