Прежний премьер неоднократно высказывался в пользу более мягких моделей разрешения тех или иных напряженных политических ситуаций — будь то проблема курдов, борьба с оппозицией или выстраивание отношений с Россией, которые резко обострились после 24 ноября 2014 года, когда турецкий истребитель F-16 сбил в сирийском небе российский бомбардировщик Су-24. Но более всего Эрдогана не устраивало то, что Давутоглу не разделял его стремления превратить Турцию из парламентской в президентскую республику, утверждает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов в интервью News Front.
"Пока над Европой висит дамоклов меч миграционной проблемы, Европейский союз будет прощать Эрдогану все. Парадоксально, но чем больше будет буксовать турецко-европейское соглашение о беженцах, тем меньше рычагов воздействия на Анкару будет оставаться у Брюсселя", - описывает ситуацию Дмитрий Абзалов.
Соглашение уже буксует: между Турцией и Европой развязалась ожесточенная пикировка, политики обмениваются все более резкими заявлениями, напоминает он. Анкара обвиняет ЕС в политике "двойных стандартов" и угрожает приостановить все соглашения с ним, в свою очередь Брюссель настаивает на том, что для получения обещанного Турции безвизового статуса она обязана выполнить все без исключений требования соглашений.
"Европейские политики оказались в очень сложном положении. Они не могут не замечать, что действия их турецкого партнера — прежде всего, на внутриполитической арене - дискредитируют их самих, и они расплачиваются за это своими рейтингами. И им не так-то просто поддерживать Эрдогана, который одной рукой нарушает целый ряд европейских конвенций, а другой держит за горло миграционную политику всей Европы. Но иного выбора у них сейчас просто нет", - говорит Абзалов.
Однако такая ситуация не может сохраняться долго. По мнению аналитика, она весьма ограничена во времени, и может резко измениться сразу же после президентских выборов в США нынешней осенью — новый глава Белого дома, кто бы им ни стал, будет стремиться к тому, чтобы привести Турцию к общему знаменателю западных ценностей. А в 2017 году в целом ряде европейских стран пройдут парламентские выборы, которые могут также существенно изменить обстановку — и опять-таки независимо от того, "полевеет" или "поправеет" Европа.
"Понимая это, Эрдоган стремится использовать отведенный ему небольшой отрезок времени для решительного прыжка в сторону укрепления личной авторитарной власти по образцу азиатских диктатур. При этом он преследует единственную цель - сделать свою позицию менее уязвимой, полагая, что армия, суды, другие государственные институты, не находящиеся в полном его подчинении, могут стать той прорехой, через которую внешние силы способны попытаться совершить государственный переворот.
Как это произошло, например, в Египте, где военные свергли президента Хосни Мубарака, или сейчас в Бразилии, где органы юстиции добились импичмента Дилмы Руссефф", - утверждает Дмитрий Абзалов.
Это, полагает аналитик, единственный мотив, толкающий Эрдогана к тому, чтобы, по сути, свести на нет все социально-политические достижения страны в период после распада Османской империи. Одновременно с монополизацией власти он намерен убедить Запад в собственной незаменимости — в том, что лишь он способен контролировать ситуацию в стране, а попытка заменить его может привести к власти экстремистов, способных погрузить в хаос всю Европу.
Ранее новый турецкий премьер Бинали Йылдырым высказывался за нормализацию отношений Турции с Россией. Эксперты убеждены, что сегодня это вряд ли стоит принимать в расчет.
"Оказавшись на посту главы правительства, вчерашний министр становится более политизированной фигурой, и его риторика теперь заметно изменится. Кстати, за улучшение отношений с Россией выступал и Давутоглу, да и сам Эрдоган неоднократно заявлял об этом. Однако все реальные действия турецких политиков постоянно свидетельствуют об обратном", - напоминает Дмитрий Абзалов.