Первый танкер, транспортирующий сжиженный природный газ (СПГ), отправился из США в Европу. Судно под названием Creole Spirit должно прибыть к берегам Португалии в конце апреля.
Не начало ли это ценовой войны между американским СПГ и российским трубопроводным газом? На этот вопрос Pravda.Ru ответил президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.
"Первый танкер США с газом — это не начало ценовой войны, это конец этой борьбы. С экономической точки зрения трубопроводный газ в РФ значительно дешевле, чем сланцевый газ США, особенно при нынешних ценах. Сейчас на рынке США образуется дефицит энергоносителей из-за низкой стоимости чёрного золота.
Выбывают, в том числе, внутренние производства, добывающие компании. Идёт банкротство. К цене на нефть привязана цена на природный газ. На некоторых месторождениях добыча в принципе нерентабельна с определённого объема.
Есть месторождения с низкой себестоимостью добычи, но их мало. Сланцевые месторождения большие быть и не могут и, кстати, довольно быстро вырабатываются. Поэтому американские компании, особенно после отмены запрета на экспорт, смогут экспортировать голубое топливо", - подчеркнул в беседе с Pravda.Ru Дмитрий Абзалов.
Трубопроводный российский газ в любом случае будет дешевле, чем тот, для которого необходима процедура сжижения. Американцы поставили газ в Испанию, но Россия туда газ не доводит, сфера наших интересов - Германия и Восточная Европа.
Если на американском рынке будет образовываться дефицит энергоносителей, это может привести к серьезному удорожанию газа.
"Однако не стоит забывать и про избирательную кампанию. США не заинтересованы в том, чтобы серьёзно усиливать экспорт и, соответственно, формировать серьезный дефицит на американском рынке. Не понятно, как в долгосрочной перспективе эта система будет увязана. Уже многие критикуют Барака Обаму за отмену ограничения экспорта.
По предварительным данным, в следующем году США могут потерять только нефти примерно восемь тысяч баррелей в день. В сланцевых газовых месторождениях ситуация тоже близка к тому, чтобы снизить добычу. Для того чтобы активно заниматься экспортом, необходимо сначала закрыть свой рынок.
Если компании будут работать только на внешний рынок, то на внутреннем образуется дефицит", — рассказал Дмитрий Абзалов.
Поэтому фронтально обеспечить магистральную доставку голубого топлива, при нынешних ценах на энергоносители и при отсутствии фундаментальных технологических прорывов, американцам будет достаточно сложно.
Если цена на энергоносители на внутреннем рынке будет расти, выгоднее будет продавать на внутреннем рынке.
США и НАТО пожаловались на беспрецедентное усиление активности российских субмарин. В соцсетях проводят связь между запуском первого американского танкера с газом и усилением российского подводного флота.
"Российские субмарины различных классов были заложены в рамках программы госвооружений еще в 2000-х годах, некоторые достраиваются. Активное финансирование началось несколько лет назад, задолго до появления танкеров США. Они собираются в ближайшее время строить подводные субмарины? Что-то я в этом сомневаюсь. Подводные газовозы? Это маловероятно", — усомнился в беседе с корреспондентом Правды.Ру Дмитрий Абзалов.
Значительная часть последних отечественных новинок — фундаментальные крейсера, обеспечивающие стратегическое преимущество, ядерные боеголовки, крылатые ракеты. В принципе это ответ на активизацию ВМФ США и Великобритании, в большей степени США.
"Американцы, между прочим, штопают военно-морской флот достаточно активно и усиленно. Естественно, это вызывает опасения у Китая и у РФ, которая активизирует деятельность по своей защите. Плюс ко всему следует отметить и заход американских ВМС в Черное море во время украинского кризиса, постоянные военно-морские учения на Балтике, активную деятельность американских военно-морских сил в Южно-Китайском море. Все это свидетельствует о том, что активную гонку вооружений ведет Вашингтон", - заключил беседу с Pravda.Ru эксперт.